![Печать решения](images/print.gif)
Дело № 2а-11/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2023 года город Тула
Тульский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Шальнева Д.В., при секретаре судебного заседания Сахарове С.И., с участием представителя административного истца Евтушенко И.А., представителя административных ответчиков: военного комиссариата <данные изъяты> и военного комиссариата городов <данные изъяты> Петренко П.Г., представителя призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты> Демидова А.С., рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Пикина В. А. об оспаривании действий и решений призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты>, военного комиссариата <данные изъяты>, военного комиссариата городов <данные изъяты>, связанных с призывом его на военную службу,
установил:
Пикин В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией по мобилизации <данные изъяты> (далее – призывная комиссия) он был призван на военную службу по мобилизации.
Полагая, что указанные действия нарушают его права, поскольку по состоянию здоровья он не должен был быть призван на военную службу, он просил суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии о призыве его на военную службу по мобилизации, обеспечить его возвращение по месту жительства.
В обоснование своих требований он указал, что при призыве его на военную службу по мобилизации в отношении него не проводилось медицинское освидетельствование, у него не выяснялись основания для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по мобилизации, хотя он предоставлял медицинскую карту, в соответствии с которой у него имелось заболевание, препятствующее прохождению военной службы. После призыва его на военную службу у него было диагностировано заболевание, по которому ему установлена категория «Д» годности к военной службе, однако он до сих пор находится на военной службе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и в надлежащей форме.
В судебном заседании представитель административного истца Евтушенко И.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме и пояснила, что порядок призыва Пикина В.А. на военную службу по мобилизации соблюден не был, медицинская комиссия ему не проводилась, в связи с чем, он, будучи больным, незаконно был призван.
Представитель призывной комиссии Демидов А.С., полагая действия призывной комиссии законными и обоснованными, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Также он указал, что на момент призыва по мобилизации Пикиным В.А. не было представлено документов, подтверждающих наличие у него права на отсрочку от военной службы по мобилизации, с жалобами на состояние здоровья он не обращался. Согласно установленному порядку медицинское освидетельствование не проводится, так как призванные лица находятся в запасе и у них имеется установленная категория годности, при этом Пикин В.А. был «<данные изъяты>» годен к военной службе.
Представитель военного комиссариата <данные изъяты> и военного комиссариата городов <данные изъяты> Петренко П.Г., полагая действия по призыву Пикина В.А. на военную службу по мобилизации законными, просил в удовлетворении рассматриваемых требований отказать.
В направленной в суд письменной позиции военный комиссар военного комиссариата городов <данные изъяты> просил в удовлетворении рассматриваемых требований отказать. Также он указал, что административный истец в адрес военного комиссариата с жалобами на состояние здоровья не обращался, сведений об ухудшении здоровья не представлял.
Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.
Согласно пп.«а» и«г» п. 50 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года№ 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, а также сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, в том числе об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте работы (учебы) или должности.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона о мобилизации, под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о мобилизации, призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Абзацем 1 ч. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе, уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из положений ч. 1 ст. 18 Закона о мобилизации следует, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется, в том числе гражданам признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев
Как следует из ч. 2 ст. 18 Закона о мобилизации, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о мобилизации призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года№ 852 утверждено «Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований» (далее – Положение о призыве).
Пунктом 2 Положения о призыве определено, что призыв граждан по мобилизации - это комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени. Призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.
В силу п. 3 Положения о призыве, призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно п. 8 Положения о призыве, для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
В силу пп. «б» п. 22 Положения о призыве, на призывную комиссию по мобилизации в муниципальном образовании в период мобилизации возлагаются следующие функции: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военными комиссариатом муниципального образования; утверждение списка граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей; предоставление отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации.
Согласно п. 28 Положения о призыве с объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 года№ 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и от 28 марта 1998 года№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ) с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
В п. 2 Указа определено осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
Как следует из п. 8 Указа высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации указано обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации.
Согласно выписке из приложения № 000 к постановлению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 000 утвержден состав призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты>.
Согласно протоколу № 000 призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты> следует, что призывной комиссией принято решение призвать на военную службу по мобилизации лиц согласно именному списку граждан, призванных по мобилизации и отправленных в команду № 000, в число которых был включен Пикин В.А.
Из именного списка граждан, призванных на военную службу по мобилизации и отправленных военным комиссариатом городов Новомосковск и Донской, Новомосковского района <данные изъяты> в команде № 000, следует, что Пикин В.А. убыл для прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № 000 <данные изъяты> Пикин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки воинской части на все виды довольствия и полагался принявшим дела и должность.
Как следует из учетной карточки, рядовой Пикин В.А. проходил воинскую службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел категорию годности «<данные изъяты>», данных об изменении состояния здоровья в карточке не имеется.
Из сообщений от военного комиссара военного комиссариата городов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 000 и от ДД.ММ.ГГГГ № 000 следует, что на момент призыва Пикина В.А. на военную службу по мобилизации он имел категорию годности «<данные изъяты>» - годен к военной службе. ДД.ММ.ГГГГ в ходе мероприятий по частичной мобилизации военным комиссаром было разъяснено право граждан, подлежащих призыву по мобилизации, что при наличии жалоб на состояние здоровья и медицинских документов, подтверждающих наличие заболеваний, препятствующих несению военной службы, они могут обратиться к врачам-специалистам ВВК, присутствующим в военном комиссариате. При этом в ходе мероприятий по призыву Пикин В.А. медицинских документов не предъявил, жалоб на состояние здоровья не заявил.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что на момент включения Пикина В.А. в список граждан, призванных на военную службу по мобилизации и отправленных военным комиссариатом городов <данные изъяты>, оснований для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации не имелось, оспариваемое решение призывной комиссии принято в установленном порядке, надлежащим составом и в соответствии с законом.
При этом доказательств незаконности оспариваемых действий в суд, в том числе о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, представлено не было, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законодательством оснований для отсрочки от призыва Пикина В.А. на военную службу по мобилизации или принятого в отношении него решения.
Не влияют на выводы суда довод Пикина В.А. о том, что при призыве на военную службу в отношении него не проводилось медицинское освидетельствование, поскольку он не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, в том числе, по тому что Пикин В.А., будучи гражданином, состоящим на воинском учете, в силу закона имел возможность сообщить в военный комиссариат об изменении состояния здоровья, свидетельствующем, по его мнению, о смене категории годности к военной службе и до призыва его на военную службу по мобилизации.
Доводы Пикина В.А, о представлении им при призыве на военную службу по мобилизации медицинских документов, свидетельствующих о препятствии прохождения им военной службы, а также о том, что после призыва его на военную службу у него было диагностировано заболевание, по которому ему установлена категория «Д» годности к военной службе, суд находит несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения при рассмотрении данного дела.
Вместе с тем, как следует из сообщений от начальника филиала № 000 ФГКУ <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 000 и от ДД.ММ.ГГГГ № 000, а также заключительного выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного № 000, Пикин В.А. в период ДД.ММ.ГГГГ проходил лечение в филиале № 000 ФГКУ <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации, где ему были диагностированы заболевания, которые в соответствии с расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» подпадают под категорию «<данные изъяты>» - годен к военной службе.
На основании изложенного, поскольку при призыве на военную службу по мобилизации, какие-либо права Пикина В.А. нарушены небыли, требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Пикина В. А. об оспаривании действий и решений призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты>, военного комиссариата <данные изъяты>, военного комиссариата городов <данные изъяты>, связанных с призывом его на военную службу, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Тульский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 8 февраля 2023 года.
Председательствующий по делу Д.В. Шальнев
«СОГЛАСОВАНО»